Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Лапухина Наталья Александровна

старший воспитатель

МКДОУ детского сада общеразвивающего вида «Колобок» пгт. Юрья Юрьянского района, Кировской области

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

 

Наш педагогический коллектив, глубоко изучив нормативно - правовой документ Президента РФ «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», определил и скоординировал свою деятельность в одном из направлений – интеллектуальное воспитание и развитие воспитанников.

Особую актуальность проблема интеллектуального развития приобретает на пороге школьного обучения. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, включающее пять отдельных сторон: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую. При этом интеллектуальную готовность следует рассматривать особо.

1. В настоящее время при изучении готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходство и  различие; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

2. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и одновременно превращать  ее в самостоятельную цель деятельности.

3.Программы ФГОС НОО, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых познавательных процессов.

Мы считаем, что данное направление является актуальным для нашего учреждения и педагогический коллектив имеет практический опыт работы в данной сфере оказания образовательных услуг.

  В рамках реализации данного направления образовательное учреждение  целью своей деятельности  считает: оптимизация образовательного процесса, на основе развития интеллектуальных способностей детей, через формирование приемов умственных действий.     На этапе внедрения ФГОС ДО  по  интеллектуальному  развития личности ребенка образовательное учреждение решает следующие задачи:

•  выработать единую систему работы педагогического коллектива  в рамках создания интеллектуальных олимпиад, конкурсов для детей старшего дошкольного возраста;

•  активизировать воспитателей, родителей и педагогов-специалистов к процессу формирования  приемов умственных действий у детей старшего дошкольного возраста

•        включить в   предметно-пространственную среду систему  материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующих  содержание развития его интеллектуального развития  в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В основе решения задач заложен принцип ФГОС ДО,  который   предусматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.(стадии развития представлены на стенде)

        Проблемно - ориентированный анализ ресурсного обеспечения образовательного учреждения обозначил деятельность педагогического коллектива в решении задач интеллектуального развития личности ребенка

и наметил ряд мероприятий: Это выразилось в следующем:

1.Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития познавательных способностей у детей  в ДОУ.

 -Мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в сети Интернет

 -Формирование банка информационно-методических материалов (диагностики, методики, технологии.)

2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности

  -Развитие интеграции различных сфер образования( в основном дополнительное образование детей) для развития детям своих интересов и возможностей.

      - Привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми.

3.Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей с интеллектуальными способностями

-Определение и проведение комплекса традиционных мероприятий для субъектов образовательного процесса с целью обеспечения диссеминацмии в сети Интернет.

 - Создание системы участия в  районных конкурсов, олимпиад, выставок, фестивалей, детей дошкольного возраста

4. Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми

-Осуществление повышения квалификации молодых педагогов посредством использования информационно-коммуникативных технологий

 -Посещение  мастер-классов, тематических семинаров, вебинаров в сети Интерет  по изучению опыта сопровождения развития познавательных сособностей детей старшего дошкольного возраста.

5. Мотивационная поддержка работы педагогов с детьми

-Пропаганда детских достижений в сети Интеренет, издание статей в методических сборниках, включающих основные достижения одаренных детей и их наставников за текущий учебный год;

   -Организация и проведение  конкурсов и фестивалей  в учреждении, организация  участия воспитанников в конкурсах муниципального, областного  и всероссийского уровней;

   - Чествование одаренных детей и их наставников на уровне ОУ, района и области

Педагогический коллектив, учитывая ресурсы образовательного учреждения, приступил к осуществлению основных направлений работы с особенной категорией детей.

Для реализации первого направления глубоко изучалась научно - методическая литература и отрабатывались методики и диагностики выявления и развития одаренных детей.

Решение путей второго направления осуществлялось через целенаправленную работу педагогического коллектива:

- создание ресурсных центров на базе учреждений дополнительного образования, обеспечивающих деятельность по основным направлениям развития воспитанников;

- внедрение уже имеющейся  формы оказания образовательных услуг (работа консультативного пункта);

- привлечение узких специалистов (музыкального руководителя, логопеда, инструктора по физической культуре, руководителя изодеятельности).

Для непрерывного социально - педагогического сопровождения одаренных детей наше учреждение стремиться каждый год расширять диапозон поддержки талантливых детей. Результатом позитивной динамики достижений воспитанников является их участие в различных конкурсах, олимпиадах ,  фестивалях,  муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Администрация ДОУ в системе отслеживает качество педагогической деятельности с одаренными детьми и стимулирует доплатами разового характера за  основные достижения одаренных детей. Доброй традицией в нашем учреждении считается чествование детей, педагогов и их родителей в форме награждения дипломами и грамотами.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что ребенок с особыми интеллектуальными способностями в процессе своего развития может выходить за рамки дошкольного учреждения, диссеминируя свои знания и умения вместе с родителями (законными представителями) используя эффективно  сеть Интернет.

Перспективность дошкольного образовательного учреждения представляет  следующую  траектории движения:

  1. Поиск новых возможностей финансового обеспечения работы с интеллектуальными детьми в рамках системы дошкольного образования.
  2. Повысить информационную компетентность родителей (законных представителей) в вопросах сопровождения интеллектуально способных детей в сети Интернет.
  3. Обеспечение мотивационной поддержки педагогов в сопровождении развития детей с особыми способностями.

Список литературы

1.Волчкова, В.Н.  «Система воспитания индивидуальности дошкольников: методическое пособие для воспитателей» [Текст] В. Н. Волчкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2007 г. – 122 стр.

2.Волков, Б. С., Волкова, Н.В. Детская психология: психическое развитие ребенка до поступления в школу. [Текст] Волков, Б. С., Волкова, Н. В. – 3 –е изд., испр.и доп.- М.: Педагогическое общество России, 2000г.- 144с.

2.Коломинский, Я.Л. Психология   одарённости: пособие по выявлению и развитию способностей дошкольников [Текст] Я. Л. Коломинский. . – М.: Линка – Пресс, 2009 г. -  272 стр.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: КОЛОБОК (03 Дек 2014)
Просмотров: 1967 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Block title
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024